Цифровые инструменты — это не просто крутые гаджеты и приложения, которые делают вашу жизнь удобнее и интереснее. Это еще и способ заработать больше денег для вашего бизнеса. Но как понять, насколько выгоден переход на цифру?
Большинство «консультантов» скажут вам, чтобы смотрели традиционные показатели KPI. Но по одной прибыли и рентабельности вы ничего не поймёте, как в самом деле цифровые технологии поменяли бизнес. Нужны ещё метрики.
В этой статье мы расскажем о нескольких примерах таких метрик и как их использовать.
Масштаб трансформации.
Сколько процессов и функций в вашем бизнесе стали цифровыми? Чем больше эта цифра, тем больше вы используете возможности цифровой экономики.
Например, в 2022 году компания IKEA запустила свое приложение для дополненной реальности, которое позволяет клиентам примерять мебель в своем доме перед покупкой. Как вы думаете, что отследить в изменениях для понимания масштаба охвата нововведением?
Изменение показателей для примера (зависит от бизнеса):
- Количество уникальных посетителей;
- Количество регистраций в месячном исчислении (месяц к месяцу);
- Органическое вовлечение пользователей;
- Ручные трудочасы, вложенные в производство единицы продукции/услуги.
Активное использование.
Сколько клиентов и сотрудников активно пользуются вашими цифровыми сервисами? Чем больше эта цифра, тем больше вы удовлетворяете потребности и целевой аудитории, и кадрового состава.
Например, в 2022 году сервис по поиску авиабилетов Skyscanner за три года увеличил число ежемесячных посетителей на 50% за счёт добавления новых инструментов и цифровизации.
Показатели по внедряемой технологии:
- Ежедневные активные пользователи;
- Соотношение новых пользователей и постоянных пользователей;
- Коэффициент конверсии;
- Отказы.
Вовлеченность пользователей.
Долго ли и насколько глубоко пользователи взаимодействуют с вашими цифровыми сервисами? Чем больше эта цифра, тем больше вы создаете ценности для своих пользователей.
Например, в 2022 году сервис по обучению иностранным языкам Duolingo за три года увеличил индекс потребительской лояльности в приложении на 20%.
Метрики модели и тенденции использования:
- Индекс потребительской лояльности (NPS, Net Promoter Score);
- Источники трафика;
- Индекс удовлетворенности клиентов;
- Показатели отказов и выхода.
Доступность и надежность.
Как часто и долго ли ваши цифровые сервисы работают без сбоев и ошибок? Чем больше эта цифра, тем меньше вы теряете пользователей из—за плохого качества сервиса.
Например, в 2022 году компания Amazon отчиталась, что снизила время простоя своего сайта на 30% за счёт перехода на облачные решения и ещё нескольких решений:
- оптимизировали приложения;
- обновили устаревшие компоненты в облаке для снижения рабочих нагрузок;
- устранили источники проблем, динамика которых создавала проблемы в будущем.
Проверять следует по методике:
- Время работы общее;
- Средняя наработка до полного отказа (MTTF);
- Среднее время решения (MTTR);
- Cреднее время между возникновениями отказов, простоями из—за обслуживания (MTBF).
Факторы риска.
Хорошо ли вы защищаете свои цифровые активы от цифровых угроз и атак? Чем ниже число потенциальных опасностей, тем меньше вы подвергаетесь рискам, связанным с потерей данных, репутации (доверия клиентов) или денег.
Например, Apple усилила защиту своих устройств от взлома на 40% в 2023 году, завоёвывая доверие клиентов.
Метрики:
- Те же MTTF, MTTR, MTBF по причинам киберугроз и вирусов;
- Как часто осуществляют доступ к данным сотрудники на различных уровнях привилегий;
- Объемы передачи данных вовне и извне;
- Количество систем в компании с известными уязвимостями.
Опыт клиентов.
Удовлетворены ли ожидания и потребности клиентов в цифровой среде, которую вы внедряете в бизнесе? Чем больше эта цифра, тем больше вы повышаете лояльность и репутацию своего бренда.
Например, в 2022 году компания Netflix получила рейтинг удовлетворенности клиентов в 9 из 10 баллов.
Метрики:
- Удовлетворенность клиентов, индекс (CSAT, Customer Satisfaction Score);
- Оценка усилий клиента (CES, Customer Effort Score);
- Индекс лояльности клиентов по методике CLI;
- Аналитика настроений.
Другими словами, вам нужно разобраться. Сколько дохода приносят цифровые инструменты? Сколько онлайн—каналы? Да тот же сайт или мобильное приложение? Сколько социальные сети или «телеграм»?
Измерьте результаты и проанализируйте эффект от цифровой трансформации, сравнив его с конкурентами.
Например, вы продаете еду. Смотрите на цифры за прошедший год. В России люди стали больше заказывать еду из магазинов через интернет. Сейчас это уже 8% от всех продаж.
Делаете цемент? Смотрите на успехи «Азия Цемент». Они использовали искусственный интеллект для управления производством. Это сэкономило 10% на электричестве. А ещё они увеличили эффективность оборудования на 15%.
Как ваш бизнес? Он тоже идет в ногу с временем? Если нет, то может быть пора что-то менять.
***
Многие предприятия не знают как начать цифровизацию. А те, кто начинают, считают, что всё идёт не так как надо. И не знают, что именно нужно исправить.
Лучший способ преуспеть — смотреть, какие дела в успешных цифровых проектах из вашей сферы. И не бояться нового. Помните, что любой бизнес всегда стремится к переменам — вопрос в том, как вы его направите.
Подстроиться под тренды — половина дела. Научитесь создавать их.
Взгляните, какие цифровые инструменты внедрили «Сбер» или Ozon за последнее время. Узнайте, какие есть альтернативы передовых методов цифровизации для малого бизнеса.
Если внедряете, то проверяйте результаты и анализируйте эффект трансформации в показателях, которые мы указали выше. Заработайте больше денег за счёт того, что просто сделали бизнес лучше для клиентов и собственных сотрудников.
Сейчас уже есть всё что нужно, чтобы начать бизнес прямо сутра!
Не рискуйте предприятием, проконсультируйтесь с экспертами по ИТ-аутсорсингу и получите поддержку по любым техническим вопросам и задачам.